Если речь зашла о банкротстве...

------------------------------------------------------------------

    С момента вступления в силу Закона Украины  "О  восстановлении
платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14 мая
1992 года № 2343-ХII ( 2343-12 ) (далее - Закон) прошло уже доста-
точно  времени, чтобы можно  было с  уверенностью  утверждать, что
предложенные им инструменты  действительно  работают.  В  качестве
иллюстрации практического применения некоторых его норм (касающих-
ся прежде всего  моратория на удовлетворений требования кредиторов
и использование мирового  соглашения) рассмотрим ситуацию, в кото-
рой, к сожалению, еще находятся  многие отечественные предприятия,
а также основанный на Законе способ выхода из нее.

    Ситуация

    Пожалуй, уже  никого  не  удивишь  плачевным  положением  дел,
имеющим место на многих  предприятиях. Более того, даже те из них,
финансовое  состояние которых в последнее  время медленно, но уве-
ренно улучшается, прочно связаны "старыми" долгами, истории проис-
хождения которых достаточно разнообразны.
    Как правило, такая задолженность состоит из двух частей - ком-
мерческих долгов, образовавшихся в результате  хозяйственных отно-
шений с контрагентами - субъектами предпринимательской деятельнос-
ти и финансово-кредитными  учреждениями, и налоговых долгов, к ко-
торым относятся неуплаченные суммы налогов,  а также пеня и другие
виды штрафных и финансовых санкций.
    В связи с этим распространенной является ситуация, при которой
чистый денежный баланс  предприятия без учета расходов на обслужи-
вание (в том числе погашение) "старых" долгов является положитель-
ным, а с учетом  расходов на обслуживание  долгов - отрицательным.
То есть имеет место  ситуация, при которой погашение "старых" дол-
гов приводит к образованию новых, и цепочка замыкается.  Исходя из
таких условий понятно, что, не освободившись от долгового бремени,
предприятие просто не сможет выйти  на должный уровень прибыльнос-
ти, причем иногда имея для этого все возможности.
    Кроме того, наличие долгов иногда просто  не позволяет продол-
жать нормальную хозяйственную деятельность и парализует  предприя-
тие.  Это связанно с наличием налогового залога, открытых исполни-
тельных производств, инициированных  кредиторами, картотеки и т.д.
Возникает  вопрос: как можно  помочь потенциально работоспособному
предприятию, когда его счетом пользоваться невозможно, а имущество
описывают судебные исполнители и т.д.?
    В  случае  если  предприятие  работает  прибыльно  без   учета
долгового фактора, то основной вопрос состоит  в  том,  как  можно
избавиться от долгов, если некоторые  кредиторы {1}  не  хотят  их
реструктуризировать, пролонгировать, списывать?   Далее  попробуем
на него ответить, основываясь на положениях Закона № 2343-ХII.
    В отличие  от старой  редакции  Закона (Закон Украины  "О бан-
кротстве" ( 2343-12 )) новая посвящена прежде всего восстановлению
платежеспособности предприятия, а не его ликвидации, на что  прямо
указывает даже само ее название. Однако самое главное, что Законом
не только  декларируется его продолжниковый  характер, но и факти-
чески предусматриваются различные рычаги, позволяющие реально вос-
становить платежеспособность предприятия.
    Более того, начало процедуры банкротства  в  отношении  своего
предприятия (также называемой "санация под руководством должника")
является не прихотью  руководителей,  а  в  некоторых  случаях  их
прямой обязанностью.  Так, в соответствии  с  частью  5  статьи  7
Закона должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением  о
возбуждении дела о банкротстве в  случае  возникновения  следующих
обстоятельств:
    - удовлетворение требований одного или  нескольких  кредиторов
приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника
в полном объеме перед другими кредиторами;
    - орган должника, уполномоченный в  соответствии с учредитель-
ными документами  или законодательством принять решение о ликвида-
ции должника, принял  решение об  обращении  в арбитражный  суд  с
заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве;
    - при ликвидации должника не в связи с процедурой  банкротства
установлена невозможность должника удовлетворить требования креди-
торов в полном объеме.
    В случае если в таких ситуациях предприятие  не  обращается  в
суд с заявлением о  возбуждении  дела  о  банкротстве,  то  к  его
руководителям может применяться предусмотренная  законодательством
ответственность (см., например, ст. 156 {2} Уголовного кодекса Ук-
раины ( 2001-05 )). Более подробно признаки  сокрытия  банкротства 
приведены в приказе Министерства экономики Украины "О Методических 
рекомендациях по выявлению  признаков  неплатежеспособности  пред-
приятия и признаков  действий по сокрытию  банкротства, фиктивного 
банкротства  или  доведения до банкротства" от 17 января 2001 года 
№ 10 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 14).
    Однако прежде чем  начать  процедуру  банкротства,  необходимо
заранее позаботиться о том,  чтобы  она  протекала  в  нужном  для
предприятия русле, чтобы эта процедура  "случайно"  не  привела  к
настоящему банкротству (ликвидации) предприятия, а наоборот позво-
лила достичь  положительных результатов и восстановить  его плате-
жеспособность.

    Что делать?

    Следует  помнить,  что  при  проведении  дела  о   банкротстве
реальной властью над предприятием будет обладать не руководство  и
даже не общее собрание акционеров (участников) предприятия, а  его
кредиторы в лице  комитета  кредиторов,  представляющего  интересы
всех кредиторов.  Именно  он  в  конечном  итоге  и  будет  решать
дальнейшую судьбу предприятия. В связи с этим основной задачей для
предприятия во время производства по делу о  банкротстве  является
получение  поддержки со стороны комитета кредиторов (о чем необхо-
димо позаботиться еще до подачи заявления). Для того чтобы понять,
как можно заручиться  поддержкой  комитета кредиторов, кратко рас-
смотрим процедуру его избрания.
    На подготовительном заседании  суда  с  целью  выявления  всех
кредиторов выносится постановление,  которое  обязывает  подать  в
официальном печатном органе  в  десятидневный  срок  объявление  о
возбуждении дела о банкротстве.  При этом под официальным печатным
органом понимается газета Верховной Рады Украины "Голос  України",
газета Кабинета  Министров  Украины  "Урядовий  кур'єр",  печатные
издания  соответствующего  областного  совета  по  местонахождению
должника.
    Здесь следует обратить внимание на то, что  объявление  вполне
можно дать и в местном печатном  издании  областного  совета.  Как
показывает практика, в этом случае достаточно  большое  количество
кредиторов (особенно с  местонахождением в других  областях) в ме-
сячный срок просто не появляется, а, следовательно, их  требования
вообще не включаются в реестр. Это связано с тем, "что в настоящее
время еще не создано какой-либо работоспособной базы (реестра и т.
д.), позволяющей быстро выявлять предприятия, в отношении  которых
возбуждаются соответствующие дела.
    Во время предварительного заседания  арбитражный  суд  выносит
постановление, в  котором  определяется  размер  признанных  судом
требований  кредиторов,  включаемых  распорядителем  имущества   в
реестр, и назначается дата проведения  сборов  кредиторов.  Выборы
комитета кредиторов проводятся  по  списку  открытым  голосованием
большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов, причем
в комитет кредиторов должно входить не более семи лиц.
    Таким образом, для того  чтобы  получить  влияние  на  комитет
кредиторов, необходимо, чтобы большая часть задолженности приходи-
лась на  дружественных кредиторов, которые в ходе  производства по
делу о банкротстве  примут решение в пользу  предприятия. К  таким
кредиторам  могут относиться, например, "свои" контрагенты (в  том
числе  специально созданные), которые заинтересованы в существова-
нии производства на предприятии.
    Если совокупная задолженность таким кредиторам не "дотягивает"
до большей  половины всей  задолженности, то имеет смысл  дополни-
тельно  создать такую  задолженность, доведя ее сумму до требуемой
величины (иначе вся процедура может привести к прямо противополож-
ным результатам по сравнению с запланированными).
    Этого можно достичь достаточно просто.  Например, приобрести у
"своего" предприятия товары (работы, услуги) и не рассчитаться  за
них, либо выкупить (без оплаты) у него какие-либо ценные бумаги по
высокой цене с  дальнейшей их реализацией по более  низкой и т.д.,
после чего составить акт сверки задолженности или признать претен-
зию кредитора.
    В общих чертах разобравшись с порядком  производимых предвари-
тельных действий (для более подробного ознакомления с процессуаль-
ными особенностями см. раздел II Закона), далее рассмотрим те пре-
имущества, на которые может претендовать предприятие после возбуж-
дения дела о банкротстве.

    Мораторий

    Мораторий на удовлетворение  требований  кредиторов  (далее  -
мораторий) представляет  собой остановку  исполнения должником де-
нежных  обязательств и обязательств  по уплате  налогов  и  сборов
(обязательных платежей), срок исполнения которых наступил  до  дня
введения моратория, и приостановку  мероприятий,  направленных  на
обеспечение  выполнения этих  обязательств и  обязательств относи-
тельно уплаты  налогов и сборов (обязательных платежей), применен-
ных до принятия решения о введении моратория.
    При этом на основании  части  1  статьи  11  Закона  мораторий
вводится на основании постановления суда о возбуждении производст-
ва по делу о банкротстве, которое  принимается не  позднее  чем на
пятый день со дня поступления заявления.
    Мораторий распространяется на обязательства, сроки  исполнения
которых наступили  до подачи заявления о  возбуждении дела о банк-
ротстве. Мораторий вводится на удовлетворение всех требований кре-
диторов, кроме  случаев, предусмотренных  Законом. К таким случаям
относятся, в частности, выплата  заработной платы, алиментов, воз-
мещения ущерба, причиненного  здоровью и жизни граждан, авторского
вознаграждения, а также  удовлетворение требований кредиторов, ко-
торые  возникли в связи с обязательствами  должника  в  процедурах
распоряжения имуществом должника и санации.
    В течение действия моратория:
    - запрещается взыскание на основании исполнительных документов
и других документов, по которым  осуществляется  взыскание в соот-
ветствии с законодательством;
    - не начисляются неустойка (штраф,  пеня),  другие  финансовые
(экономические) санкции за  неисполнение или ненадлежащее исполне-
ние денежных обязательств и обязательств относительно уплаты нало-
гов и сборов (обязательных платежей).
    По окончании действия  моратория  в  связи  с  окончанием  или
досрочным прекращением процедуры санации или ликвидационной проце-
дуры, либо утверждения арбитражным судом мирового соглашения неус-
тойка (штраф, пеня), а  также  суммы  нанесенных  убытков, которые
должник обязан был уплатить кредиторам по денежным  обязательствам
и обязательствам относительно  уплаты налогов и сборов (обязатель-
ных платежей), могут  быть  заявлены к уплате в  размерах, которые
существовали на дату введения моратория.
    Таким образом, введение  моратория в значительной  мере облег-
чает (хоть и временно)  текущую  хозяйственную  деятельность.  При
этом любое  исполнительное  производство в  отношении  предприятия
автоматически приостанавливается на основании п. 8 статьи 34 Зако-
на Украины "Об исполнительном производстве" от 21 апреля 1999 года
№ 606-ХIV ( 606-14 ), а также "размораживается" текущий счет пред-
приятия.

    Мировое соглашение

    Основным  инструментом  (видом  судебной  процедуры),  который
следует использовать при  осуществлении  производства  по  делу  о
банкротстве и который  позволяет  восстановить  платежеспособность
должника, является  мировое соглашение, представляющее собой дого-
воренность  между должником и кредитором  (группой  кредиторов) об
отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении  обязательства
по соглашению  сторон (прощение долгов). Мировое соглашение  может
быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве.
    Вопросы, связанные с заключением  и исполнением  мирового сог-
лашения, достаточно  подробно  рассмотрены  в  разделе  IV Закона.
Поэтому остановимся только на самых существенных положениях.
    Решение о заключении мирового соглашения от  имени  кредиторов
принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов -
членов комитета, и считается  принятым, если все кредиторы, требо-
вания  которых  обеспечены залогом  имущества  должника, высказали
письменное согласие на заключение мирового соглашения.
    Таким  образом, даже при  наличии в комитете  кредиторов боль-
шинства голосов, согласных с принятием  мирового соглашения, необ-
ходимо также обратить внимание на обязательное условие  о согласии
залогодержателей имущества должника.
    Мировое соглашение вступает в  силу  со  дня  его  утверждения
арбитражным судом и является обязательным для должника (банкрота),
кредиторов,  требования  которых  обеспечены  залогом,  кредиторов
второй и следующих очередей.
    Как видим, обязательность исполнения условий мирового соглаше-
ния определена для всех кредиторов. Что касается органов налоговой
службы, то они также обязаны  согласиться на удовлетворение  части
требований с целью обеспечения  восстановления  платежеспособности
предприятия.
    Налоговые органы обязаны при  заключении  мирового  соглашения
согласиться на прощение (списание) всей  задолженности  по  уплате
налогов  и  сборов  (обязательных  платежей),  возникшей  в  срок,
который предшествовал двум полным календарным годам до дня  подачи
заявления о возбуждении дела о банкротстве в арбитражный суд и  на
прощение (списание) части  задолженности или ее рассрочку (отсроч-
ку) до шести лет, которая возникла в срок  в  течение двух послед-
них календарных лет перед днем  подачи заявления. Мировое соглаше-
ние подписывает руководитель соответствующего органа государствен-
ной налоговой  службы по местонахождению  должника (часть 2 статьи
36 Закона {3}).
    Таким  образом,  если  в  комитете  кредиторов  большая  часть
голосов будет принадлежать "дружественным"  кредиторам,  то  можно
заключить мировое  соглашение,  условиями  которого  предусмотреть
исполнение обязательств по налогам путем значительной их рассрочки
(отсрочки) либо даже списания.  При этом, независимо  от  согласия
налоговых органов, такое мировое соглашение может вступить в  силу
при наличии голосов большинства кредиторов {4}.
    На  основании  части 3 статьи 39  Закона  требования  кредито-
ров, по которым произведены расчеты в соответствии с условиями ми-
рового соглашения, считаются  погашенными. По существу речь идет о
прекращении обязательства путем замены  его  другим, что полностью
соответствует  части 1  статьи 219  Гражданского  кодекса  Украины
( 1540-06 ).
    При  производстве  по  делу  о  банкротстве  налоговые  органы
руководствуются Порядком проведения органами государственной нало-
говой службы  прощения (списания) и рассрочки (отсрочки) налоговой
задолженности налогоплательщиков при заключении  мирового соглаше-
ния по делу о банкротстве, утвержденным  приказом  Государственной
налоговой  администрации  Украины  от 21 ноября 2000 г. № 600 (см.
"Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 90).
    В случае если по условиям мирового  соглашения  предполагается
значительное списание (либо прощение) задолженности, а  также  при
реструктуризации долга на длительный срок,  необходимо  учитывать,
что для кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или
проголосовали против заключения мирового соглашения, не могут быть
установлены условия худшие, чем для кредиторов, высказавших согла-
сие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены
к одной очереди.
    Поэтому  при  составлении  и  заключении  мирового  соглашения
необходимо придерживаться  однообразного подхода в вопросе опреде-
ления условий, для кредиторов одной очереди.
    Здесь следует также обратить внимание  на  то,  что  указанное
условие применяется в отношении кредиторов, которые  не  принимали
участия в голосовании или проголосовали против заключения соглаше-
ния. На практике иногда имеют место случаи, когда кто-либо из кре-
диторов при проведении голосования  "воздерживается"  и  тем самым
ставит себя в достаточно сложную ситуацию, ведь для таких кредито-
ров формально можно устанавливать  фактически любые условия. Кроме
того, к заявлению об утверждении мирового соглашения можно будет и
не прилагать  письменные  возражения  "воздержавшихся"  кредиторов
(так как к такому  заявлению  в обязательном  порядке  прилагаются
только возражения кредиторов, не принимавших участия в голосовании
и проголосовавших против).
    Также интересно  отметить,  что  в  мировом  соглашении  может
содержаться условие об исполнении обязательств  должника  третьими
лицами (т.е. фактически условие о переводе долга).
    Мировое соглашение подлежит утверждению  арбитражным  судом  и
вступает  в  силу  только  после  такого  утверждения.  Для  этого
арбитражный управляющий подает  в  арбитражный  суд  заявление  об
утверждении мирового соглашения в течение пяти  дней  со  дня  его
заключения.  Существует два случая, когда  арбитражный  суд  имеет
право отказать в утверждении мирового соглашения, а именно:
    - при нарушении порядка заключения  мирового соглашения, уста-
новленного Законом;
    - если  условия  мирового  соглашения  противоречат  законода-
тельству.
    Утверждение арбитражным  судом  мирового  соглашения  является
основанием для прекращения дела о банкротстве.

    Выводы

    Как видим, процедура банкротства является достаточно эффектив-
ным инструментом для  восстановления платежеспособности  предприя-
тия, которая во многих случаях позволяет  достаточно успешно изба-
виться от долгов и фактически начать работу с  "чистого листа", не
растеряв при этом активы предприятия  после проведения кредиторами
исполнительного производства против должника, а  также сохранив за
собой контроль над предприятием.
    Более того,  проведение  такой  процедуры  во  многих  случаях
является также достаточно выгодным и для кредиторов (в  том  числе
государства). Как  показывает  практика  рассмотрения  дел о банк-
ротстве, в  случае ликвидации предприятия  государство  получает в
среднем 15 - 30% причитающихся  ему  налогов (обязательных  плате-
жей). Что касается  кредиторов следующих очередей, то  их требова-
ния,  как  правило, удовлетворяются  даже  в  меньшем  объеме. Это
объективно связанно с отсутствием рынка на "старое" оборудование и
производственные активы, а следовательно, с незначительными денеж-
ными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на
открытом рынке.
    Проведение процедуры санации и подписание мирового  соглашения
позволят в значительной мере учесть интересы  кредиторов,  которые
получат в данном случае удовлетворение своих требований в  большем
объеме, хотя и на протяжении более длительного времени  (в  случае
реструктуризации задолженности).  Государство также заинтересовано
даже в полном списании всей налоговой  задолженности  по  условиям
мирового соглашения для сохранения предприятия, которое в дальней-
шем будет осуществлять текущие налоговые платежи.

{1} На основании  статьи 18  Закона  Украины  "О порядке погашения
    обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государст-
    венными целевыми фондами"  от 21 декабря 2001 года  № 2181-III
    (далее - Закон № 2181), которая вступает в силу с  момента его
    опубликования, будет  списана  налоговая  задолженность (кроме
    пени и штрафных санкций), возникшая по состоянию на 31 декабря
    1999 года. Кроме этого, в Законе № 2181 предлагаются также не-
    которые варианты  рассрочки не таких  "старых" долгов.  Однако
    это одноразовая акция (за исключением списания долгов для осо-
    бо "приоритетных" отраслей), а механизмы списания задолженнос-
    ти, предложенные в статье, могут быть использованы  по желанию
    предприятия в любое время и по отношению ко всем долгам (в том
    числе коммерческим).
{2} С 1 апреля 2001 года в  соответствии с  п.п. 19.4.10 статьи 19
    Закона № 2181 эта норма будет изложена в  следующей  редакции:
    "Вслучае когда условия мирового  соглашения, заключенного сог-
    ласно  правилам  статьи 35 этого Закона, предусматривают  рас-
    срочку, отсрочку или прощение (списание) долгов или их  части,
    орган взыскания  обязан согласиться  на  удовлетворение  части
    требований по налогам, сборам (обязательным платежам) на усло-
    виях такого мирового соглашения с целью обеспечения восстанов-
    ления платежеспособности предприятия. При этом налоговый долг,
    который возник в срок, предшествующий трем полным  календарным
    годам до дня подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве
    в арбитражный суд, признается безнадежным и списывается, а на-
    логовые обязательства  или налоговый долг, которые  возникли в
    срок в течение трех  последних  перед днем подачи  заявления о
    возбуждении  дела о банкротстве в арбитражный суд  календарных
    лет, рассрочивается (отсрочивается) или  списывается  на усло-
    виях мирового соглашения...".
{3} На основании  п.п. 14.1.4  ст. 14 Закона № 2181, вступающего в
    этой  части в силу с  1 апреля  2001 года, рассрочка, отсрочка
    налоговых  обязательств  в  рамках  процедуры   восстановления
    платежеспособности должника в соответствии с законодательством
    по вопросам банкротства осуществляются на условиях, предусмот-
    ренных мировым соглашением.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№21/01, стр. 38
[12.03.2001]


------------------------------------------------------------------