Кто имеет право представлять налоговые декларации,  и  чем это
    право подтверждается

    На семинаре представитель городской ГНИ заявила, что налоговые
    декларации за  I  полугодие  должны  приносить  лично  главные
    бухгалтера предприятий или - в  крайнем  случае  -  работники,
    которые могут дать  пояснения  по  поводу  цифр,  указанных  в
    декларации. При этом налоговик специально обратила внимание на
    то, что полномочия такого компетентного работника должны  быть
    подтверждены доверенностью. Работник ГНИ угрожала не принимать
    декларацию  от  непослушных   и    обещала    наказывать    их
    админштрафом.  Номер  статьи  она,  правда,  не  назвала,   но
    сказала, что ее так проконсультировали в налоговой милиции.
    Действительно ли существует какая-то ответственность?

    * * *

    Нам кажется, что в данной ситуации  кто-то  что-то  перепутал:
или работник ГНИ, или источник информации из налоговой милиции.  В
действующем  законодательстве    нет    никакой    ответственности
предприятия  или  его  должностных  лиц  за  то,  что    налоговую
декларацию  представляет    работник,    не    имеющий    никакого
представления, об указанных в ней цифрах.
    Мы специально всей редакцией читали налоговые законы,  КоАП  и
примыкающее  к  последнему  законодательство  об  административной
ответственности {1}, но так и  не  обнаружили  ничего  угрожающего
работнику, который не ориентируется в  декларации,  его  директору
или главному бухгалтеру.
   Зато  мы  смогли  обнаружить,  что   в    таком    случае    к
ответственности могут быть привлечены работники ГНИ. Напомним, что
согласно  п/п. 4.1.2  Закона "О порядке  погашения..." ( 2181-14 ) 
(в редакции Закона от 20.02.2003 г. № 550-IV ( 550-15 ) {2}) прием  
налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа, 
а  отказ  служебного (должностного)  лица  контролирующего  органа  
принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение  
им каких-либо условий в отношении такого приема (включая изменение  
показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного  
значения  объектов  налогообложения,  сумм  бюджетных  возмещений,  
незаконное увеличение  налоговых обязательств и т. п.) запрещается    
и расценивается как превышение  служебных  полномочий таким лицом,
влекущее  его  дисциплинарную  и  материальную  ответственность  в
порядке, определенном законом.
    Можно  ли  считать,  что  отказ    принять    декларацию    от
некомпетентного  (и/или   не    осчастливленного    доверенностью)
работника является  отказом  в  приеме  декларации  по  каким-либо
причинам, а требование  дать  пояснения  по  цифрам  и  предъявить
доверенность -  выдвижением  каких-либо  условий  в  отношении  ее
приема? Думаем, что можно.  В итоге имеются все законные основания
для привлечения работника ГНИ к  дисциплинарной  или  материальной
ответственности.
    Впрочем, и  до  появления  в  п/п.  4.1.2  Закона  "О  порядке
погашения..." ( 2181-14 ) нормы об ответственности налоговиков, по   
нашему  мнению,  декларация могла представляться без доверенности.
Анализируя проблемы,   возникающие  при  представлении  отчетности
(см. "Бухгалтер" № 40'2002, с. 47), мы пришли к следующим выводам:
    1) приносить  отчетность  в  ГНИ,  могут  не  только работники
предприятия, но и любые другие физлица;
    2) полномочия  "несунов"  (кроме   директора)    целесообразно
подтверждать  доверенностью,  которая  составляется   в    простой
письменной форме, заверяется подписью директора и печатью;
    3) налоговики  обязаны  принимать  отчетность  и  от  лиц,  не
имеющих доверенности, поскольку в данном случае  вполне  применима
ч.  2  ст.  62  ГК  ( 1540-06 )  (полномочие  может явствовать  из  
обстановки, в которой действует представитель). {3}
    Какие еще аргументы можно привести работникам ГНИ?
    Доказывая необязательность доверенности,  можно  ссылаться  на
соответствующие  Порядки  представления  налоговых  деклараций,  в
которых о доверенностях нет ни слова.  Сравните  их,  например,  с
Положением о порядке  подачи  и  рассмотрения  жалоб  плательщиков
налогов органами государственной налоговой  службы  {4}.  В  п.  3
данного Положения (см. с. 11) прямо указывается, что  если  жалоба
(заявление) в интересах физического или юридического лица подается
его представителем, то  к  жалобе  (заявлению)  прилагается  копия
доверенности (поручения).  Так что, когда налоговики хотят  видеть
доверенность,  они  не  стесняются   закрепить    такое    желание
непосредственно в соответствующем нормативном акте.

{1} Например, п. 11 ст. 11  Закона  "О  государственной  налоговой
    службе в Украине" (см. "Бухгалтер" № 14'2003, с. 8т).
{2} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 3т.
{3} Мы также отмечали, что сложно представить, чтобы кто-то  украл
    декларацию, а затем решил без поручения отнести  ее  в  ГНИ  и
    промучиться  там  в  очереди.  Поэтому   наличие    декларации
    подтверждает полномочия работника и без доверенности.
{4} См. с. 10-18  настоящего  выпуска.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№25/03, стр. 48
[01.07.2003]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------