Как получить компенсацию за дополнительные отпуска на детей

    Сотрудница, работающая на  нашем  предприятии  с  января  1996
    года, в декабре 2002 года потребовала выплаты  компенсации  за
    неиспользованные дополнительные  отпуска,  которые  полагаются
    женщинам, имеющим двух и более детей в  возрасте  до  15  лет.
    Обязаны ли мы были тогда предоставлять ей эти отпуска и должны
    ли сейчас выплачивать компенсацию за их непредоставление?

    * * *

    Прежде чем ответить на ваш вопрос, напомним, что с 01.01.81 г.
до  01.01.97  г.  согласно  Постановлению  Совета  Министров  СССР
от 22.01.81 г. № 235 "О мерах по усилению  государственной  помощи
семьям, имеющим детей" женщинам, имеющим  двух  и  более  детей  в
возрасте  до   15    лет,    полагался    дополнительный    отпуск
продолжительностью  3  календарных  дня,  при  условии  что  общая
продолжительность отпусков не превышала 28 календарных дней.
    С  01.01.97  г.  вопрос  предоставления  таких  отпусков  стал
регулироваться   Законом   "Об   отпусках"  ( 504/96-ВР )  {1},  в  
соответствии  со  ст. 19  которого  женщине,  имеющей двух и более 
детей в возрасте до 15 лет, по ее желанию ежегодно предоставляется 
дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных 
дней без учета выходных.
    Теперь  поговорим  об  обязательности   предоставления    этих
отпусков.
    Здесь,  по  нашему  мнению,  решающую  роль  играют  положения
действующего на предприятии коллективного договора.
    Так, в принципе, возможны три варианта:
    1) в колдоговоре есть положение по обязательному  безусловному
предоставлению дополнительных отпусков  всем  работницам,  имеющим
двух и более детей в возрасте до 15 лет;
    2) колдоговор  не  содержит  норм  по  порядку  предоставления
допотпусков либо самого колдоговора нет вообще;
    3) в   части    допотпусков    в    колдоговоре    дублируются
соответствующие положения КЗоТ ( 322-08 )  и  Закона "Об отпусках" 
( 504/96-ВР ).
    При первом варианте предоставлять ежегодно допотпуск  вы  были
обязаны, так как согласно ст. 5 Закона "О коллективных договорах и
соглашениях" ( 3356-12 ) {2}

    "условия коллективных договоров и  соглашений,  заключенных  в
    соответствии  с  действующим    законодательством,    являются
    обязательными    для    предприятий,    на    которые      они
    распространяются, и сторон, которые их заключили" {3}.

    И  если  установленный  колдоговором  допотпуск  работнице  не
предоставлялся, на должностных лиц предприятия может быть  наложен
админштпраф  в  размере  от  50 до 100 НМ  по  ст. 412  "Нарушение  
или   неисполнение   коллективного   договора,   соглашения"  КоАП 
( 80731-10 ).
    А вот при втором и третьем вариантах, с  нашей  точки  зрения,
предоставление  социального  отпуска  зависит  от  желания   самой
работницы.
    Связано это с тем, что в нормах ст. 19 Закона "Об отпусках"  и
ст. 182 КЗоТ ( 322-08 ) содержатся слова "по желанию" (работницы).
    Из этого можно  сделать  вывод,  что  рассматриваемые  отпуска
предприятие обязано предоставлять сотрудницам лишь в тех  случаях,
когда они изъявляют очевидное желание их получить (например, пишут
соответствующие заявления).
    Таким образом, до получения  документов,  свидетельствующих  о
желании  работницы  получить  допотпуск,  при  втором  и   третьем
вариантах предоставлять ей этот допотпуск предприятие не обязано.
    После подачи  работницей  заявления  у  предприятия  возникает
соответствующая  обязанность.  И  если   она    не    исполняется,
должностным лицам светит: при  втором  варианте  -  админштраф  по
ст. 41 "Нарушение требований законодательства о труде и об  охране
труда" КоАП (от 15 до 50 НМ), при третьем - по ст. 412 КоАП (от 50
до 100 НМ).
    Что же касается компенсации за неиспользованный допотпуск,  то
ее выплата  зависит  от  факта  дальнейшей  работы  сотрудницы  на
предприятии.  Если сотрудница продолжает работать на  предприятии,
порядок  предоставления  компенсации  за  неиспользованный  отпуск
регулируется абз. 4 ст. 83 КЗоТ ( 322-08 )   и  ст. 24  Закона "Об  
отпусках" ( 504/96-ВР ), которые гласят:

    "По желанию  работника  часть  ежегодного  отпуска  заменяется
    денежной    компенсацией.    При    этом     продолжительность
    предоставленных работнику ежегодного и дополнительных отпусков
    не должна быть меньше 24 календарных дней".

    Как видим, в данной норме речь идет только о  замене  деньгами
ежегодного отпуска, к которому социальные и прочие  допотпуска  не
относятся, из чего можно сделать вывод, что  денежная  компенсация
допотпусков указанными нормативными актами не предусмотрена. {4}
    Однако работница  может  потребовать  выплаты  компенсации  за
допотпуск, так сказать, обходным путем.  Так, ничто не  мешает  ей
запросить компенсацию за ежегодный отпуск, если при сложении его с
накопившимися допотпусками  цифра  превысит  24  календарных  дня.
Тогда предприятие в соответствии с вышеуказанными нормами  КЗоТ  и
Закона  "Об  отпусках"  будет  обязано    предоставить    денежную
компенсацию за ежегодный отпуск. (Хотя  на  практике  случается  и
так, что руководство предприятия вставляет палки в колеса.)
    Какую  конкретно  часть  ежегодного  отпуска  можно   заменить
деньгами - законодательство умалчивает.  По нашему мнению, в таких
случаях достаточно оставлять "незамененным" хотя бы один день.
    То есть если  работнице  за  период  с  1996-го  по  2002  год
полагается 33 календарных дня допотпуска на детей и 24 календарных
дня ежегодного отпуска, денежной компенсацией  можно  заменить  23
календарных дня ежегодного отпуска.  А  34  дня  работница  должна
будет отгулять. {5}
    Если же сотрудница хочет получить денежную  компенсацию  перед
увольнением, то в соответствии с теми же нормами  ей  должна  быть
выплачена компенсация за неиспользованные допотпуска  и  ежегодные
отпуска в полном объеме.
    И напоследок - несколько слов о сроках исковой давности.
    В отношении обязанности предоставления допотпусков на детей  и
выплаты компенсации сроки исковой давности действовать  не  будут.
Дело в том, что, во-первых, на трудовое законодательство сроки  из
ГК не распространяются (см. ст. 2 ГК ( 1540-06 )), а во-вторых, до  
момента  нарушения  предприятием  права  работницы   на  получение 
отпуска ни о каких сроках давности говорить нельзя.
    То есть  произвести  соответствующие  выплаты  и  предоставить
допотпуск сотруднице вы обязаны  вне  зависимости  от  момента  ее
обращения  (что,  кстати,  подтверждает  в  своем  разъяснении   и
Минтруда - см. "Урядовий кур'єр " № 192 за  20.10.2001  г.).  А  с
учетом того что вышерассмотренные нарушения попадают  в  категорию
длящихся, сроки исковой давности не будут применены и в  отношении
наложения админштрафов.

{1} А с 08.10.98г. аналогичная норма содержится и в ст. 182 КЗоТ.
{2} См. "Бухгалтер" № 18'2000, с. 53-56.
{3} Аналогичная норма предусмотрена и ст. 18 КЗоТ.
{4} Это  подтверждают  и  авторитетные  специалисты   в    области
    трудового права (см. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г.
    Научно-практический комментарий к законодательству  Украины  о
    труде.  В 2-х т. - Т. 2. - Симферополь: "Таврида", 1998. -  С.
    227).
{5} Таким  образом,  если  работница  имеет  право  на   получение
    ежегодного отпуска продолжительностью  24  календарных  дня  и
    желает заменить денежной компенсацией все дни неиспользованных
    допотпусков на детей,  ей надо написать заявление о  получении
    допотпусков не  сразу  за  все  годы,  а  порциями -  с  таким
    расчетом, чтобы продолжительность предоставляемых  допотпусков
    не  превышала  за  один  раз  23  календарных  дня.    Скажем,
    применительно к рассматриваемому случаю  работнице  следует  в
    2002  году  подать  заявление  о  предоставлении  отпусков  за
    1996-2000 годы (23 календарных дня), а в 2003-м - за остальные
    годы.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№5/03, стр. 48
[01.01.2003]
Леонид Карпов, Влада Карпова

------------------------------------------------------------------