Закрытые акционерные общества: государственная регистрация

------------------------------------------------------------------

    Формирование  и  развитие  рыночных  отношений  в  Украине   и
адекватных  им  форм   хозяйствования    совершенно    закономерно
распространили  такую  популярную  форму    хозяйствования,    как
акционерные  общества.  История  их   существования    насчитывает
несколько  столетий.  Их  появление  послужило  причиной   бурного
развития  капиталистических  отношений  и  стало    необходимостью
аккумулирования значительных капиталов  для  начинания  и  ведения
значительных    дел.    Акционерные    общества,    учитывая    их
неоднородность, можно классифицировать по способу  распространения
акций и соответствующему движению акционеров.  В  этой  статье  мы
ограничимся  исследованием  только  закрытых  акционерных обществ,
т. к. это наименее освещенный момент в экономической литературе.
    Закрытое акционерное общество  имеет  уставный  фонд,  который
разделен  на  определенное  количество  акций  равной  номинальной
стоимости,  распределенных  между  учредителями,  и  отвечает   по
обязательствам только  своим  имуществом.  Акционеры  отвечают  по
обязательствам общества только в пределах принадлежащих им  акций.
В  случаях,  предусмотренных  уставом,  акционеры,  не   полностью
оплатившие акции, несут ответственность по обязательствам общества
также в пределах неуплаченной суммы.
    Отличием закрытых акционерных обществ от открытых является то,
что  их  акции  распределяются  между  учредителями  и  не   могут
распространяться  путем  открытой  подписки  и  купли-продажи   на
биржах, как в открытых акционерных  обществах.  Следующее  отличие
состоит  в  способе  формирования  уставного  фонда.    Учредители
закрытых  акционерных  обществ  заранее  определяют  круг  будущих
участников  (акционеров)  и  размер  вклада  каждого    участника.
Уставный фонд у них оплачивается путем продажи участникам акций на
ранее определенную сумму взноса.  В открытых акционерных обществах
заранее нельзя  определить  круг  возможных  акционеров,  а  также
средства, поступающие за подписку  акций  и  формирующие  уставный
фонд.
    Общая  номинальная  стоимость  выпущенных  акций    составляет
уставный фонд акционерного общества, который не может быть  меньше
суммы, эквивалентной 1250 минимальных заработных плат,  исходя  из
ставки  минимальной  заработной  платы,  действующей  на    момент
создания акционерного общества.
    Закрытое акционерное  общество  может  быть  реорганизовано  в
открытое путем регистрации его акций  в  порядке,  предусмотренном
законодательством о ценных бумагах и фондовой бирже,  и  внесением
изменений в устав общества.
    Для создания акционерного общества учредители  должны  сделать
сообщение о намерении создать  акционерное  общество,  осуществить
подписку  на  акции,    провести    учредительное    собрание    и
государственную регистрацию этого общества.
    Учредительным  собранием  принимаются  решения   о    создании
акционерного  общества,  его  дочерних  предприятий,  филиалов   и
представительств, об избрании совета  акционерного  общества,  его
исполнительных и контролирующих органов и о  предоставлении  льгот
учредителям за счет акционерного общества. Эти решения должны быть
приняты большинством (не  менее  3/4)  голосов  присутствующих  на
учредительном собрании  лиц,  подписавшихся  на  акции,  а  другие
вопросы - простым большинством голосов.  Оно (собрание) созывается
в срок, указанный в  сообщении,  но  не  позднее  двух  месяцев  с
момента завершения подписки на акции. В случае пропуска указанного
срока лицо, подписавшееся на акции, имеет право требовать возврата
уплаченной  им  доли  стоимости  акций.  Учредительное    собрание
акционерного общества признается правомочным, если в нем принимают
участие лица, подписавшиеся более чем на 60  процентов  акций,  на
которые  осуществлена  подписка.  Если  из-за  отсутствия  кворума
учредительное  собрание  не  состоялось,  в  течение  двух  недель
созывают повторное учредительное собрание.  Если и  при  повторном
созыве  учредительного  собрания  не  будет   обеспечен    кворум,
акционерное  общество  считается  несостоявшимся.  Голосование  на
учредительном собрании ведется по  принципу:  одна  акция  -  один
голос.
    Акционерное  общество  создается  и  действует  на   основании
учредительного договора и устава.  Они должны содержать сведения о
виде  общества,  предмете  и  цели  его   деятельности,    составе
учредителей и участников, наименовании и местонахождении,  размере
и порядке создания уставного фонда, порядке распределения прибылей
и убытков,  составе  и  компетенции  органов  общества  и  порядке
принятия  ими  решений,  включая  перечень  вопросов,  по  которым
необходимо квалифицированное большинство голосов, порядке внесения
изменений  в  учредительные  документы  и  порядке  ликвидации   и
реорганизации  общества.  Отсутствие    указанных    сведений    в
учредительных  документах  является  основанием  для   отказа    в
государственной регистрации общества.  В  учредительные  документы
могут  быть  включены   другие    условия,    не    противоречащие
законодательству Украины.
    Устав акционерного  общества,  кроме  вышеуказанных  сведений,
должен  содержать  сведения  о  видах  выпускаемых    акций,    их
номинальной стоимости, соотношении акций разных видов,  количестве
покупаемых  учредителями    акций,    последствиях    невыполнения
обязательств по выкупу акций, сроке и порядке выплаты дивидендов.
    Учредителями общества могут быть отечественные  и  иностранные
предприятия, учреждения, организации, а также граждане. Учредители
акционерного общества заключают между собой договор,  определяющий
порядок осуществления  ими  совместной  деятельности  по  созданию
акционерного    общества,    ответственность    перед      лицами,
подписавшимися на акции, и третьими лицами.  Они несут  солидарную
ответственность  по  обязательствам,  возникшим  до    регистрации
акционерного общества.  Общество  приобретает  права  юридического
лица со дня его государственной регистрации.
    Вкладами участников и учредителей общества  могут  быть  дома,
сооружения, оборудование и прочие  материальные  ценности,  ценные
бумаги, права  пользования  землей,  водой  и  другими  природными
ресурсами, домами, сооружениями,  оборудованием,  а  также  другие
имущественные права, денежные  средства,  в  т. ч.  в  иностранной
валюте.  Вклад, оцененный в гривнях, составляет долю  участника  и
учредителя в уставном фонде. Порядок оценки вкладов определяется в
учредительных документах  общества,  если  иное  не  предусмотрено
законодательством   Украины.    Запрещается    использовать    для
формирования  уставного  фонда  бюджетные   средства,    средства,
полученные в кредит и под залог.  Финансовое состояние учредителей
открытых  акционерных  обществ   относительно    их    возможности
осуществить соответствующие взносы  в  уставный  фонд  может  быть
проверено аудиторской фирмой.
    Местонахождение должно быть  в  Украине  по  адресу  постоянно
действующего руководящего органа, правления или дирекции.  На дату
государственной регистрации это может быть местожительство  одного
из учредителей или  местонахождение  по  другому  адресу,  который
подтверждается договором, предусматривающим передачу учредителю  в
собственность или использование помещения, части помещения.
    Государственная   регистрация  закрытых  акционерных   обществ
(далее - обществ)  осуществляется  при  наличии  всех  необходимых
документов по заявочному принципу в течение не более пяти  рабочих
дней.  Органы государственной регистрации обязаны в течение  этого
срока внести данные из регистрационной карточки в Реестр субъектов
предпринимательской  деятельности  и  выдать    свидетельство    о
государственной регистрации установленного образца с проставленным
идентификационным  кодом,    который    предоставляется    органам
государственной регистрации органами  государственной  статистики.
Она проводится исполнительными комитетами городского, районного  в
городе совета или в районной, районной городов Киева и Севастополя
государственной администрации по  местонахождению  ЗАО.  Общества,
которые  занимаются  банковской   деятельностью,    регистрируются
Национальным    банком    Украины    в    порядке,    определенном
законодательством Украины о банках и банковской деятельности.
    Для  государственной  регистрации  обществ  собственники  либо
уполномоченное ими лицо  или  орган  лично  или  заказным  письмом
представляют  в  орган   государственной    регистрации    решения
собственников имущества или уполномоченного ими органа о  создании
юридического лица.  Таким решением является учредительный договор,
а также приказы, постановления,  распоряжения,  решения,  протокол
учредительного   собрания,    протоколы    собрания    и    прочие
распорядительные  акты,  которыми,  в  соответствии   со    своими
полномочиями,  учредитель  имущества  может   создавать    субъект
предпринимательской  деятельности,  -    устав,    регистрационная
карточка установленного  образца,  которая  является  одновременно
заявлением о государственной регистрации, документ, удостоверяющий
уплату  собственниками  взноса   в    уставный    фонд    субъекта
предпринимательской  деятельности  в   размере,    предусмотренном
законом;    документ,    удостоверяющий    внесение    платы    за
государственную    регистрацию.      Органы,        уполномоченные
собственниками,  удостоверяют  свои  полномочия  документально.  В
случае  направления  по  почте  документов,   представляемых    на
регистрацию,  подпись  заявителя,  заполнившего    регистрационную
карточку, должна быть удостоверена в установленном порядке.
    Если учредителем является  юридическое  лицо,  государственная
регистрация его подтверждается  свидетельством  о  государственной
регистрации.  Иностранное   юридическое    лицо    соответствующим
документом удостоверяет свою регистрацию в стране  местонахождения
(извлечение  из  торгового,  банковского  или  судебного реестра и
т. п.).  Этот документ должен быть удостоверен  в  соответствии  с
законодательством страны его выдачи, переведен на украинский  язык
и  легализирован  в  консульском    учреждении    Украины,    если
международными договорами, в которых принимает участие Украина, не
предусмотрено  иное.  Указанный  документ   может    быть    также
удостоверен в посольстве соответствующего государства в Украине  и
легализован  в  МИД.  Учредительные  документы  составляются    на
государственном или другом языке  в  соответствии  со  статьей  11
Закона  УССР  "О языках в Украинской ССР",    подписываются
учредителем, прошиваются и нумеруются.  Учредительные документы не
должны  содержать  положения,  противоречащие    законодательству.
Ответственность  за    соответствие    учредительных    документов
законодательству несет собственник или уполномоченные  им  органы,
представляющие документы для государственной регистрации  субъекта
предпринимательской    деятельности.    Учредительные    документы
представляются  в  орган  государственной  регистрации   в    трех
экземплярах, оформленных в установленном порядке.
    Регистрационная    карточка    субъекта    предпринимательской
деятельности заполняется лично заявителем.  Орган  государственной
регистрации  предоставляет  заявителю  в   случае    необходимости
безвозмездную  помощь  в  заполнении  регистрационной    карточки,
проверяет соответствие приведенных в ней  сведений  представленным
документам. Оформленный оригинал регистрационной карточки хранится
в органе государственной регистрации. После проверки приведенных в
регистрационной  карточке  сведений   и    комплектности    пакета
документов    формируется    регистрационное    дело      субъекта
предпринимательской деятельности и  фиксируется  дата  поступления
документов  в  журнале  учета  регистрационных   дел.    Заявитель
уведомляется об этом путем выдачи справки,  которая  подписывается
представителем органа государственной  регистрации,  ответственным
за принятие документов, и заверяется штампом этого органа.
    Справка о приеме документов  для  государственной  регистрации
субъекта  предпринимательской    деятельности    составляется    с
соблюдением требований Примерной инструкции по делопроизводству  в
министерствах, других центральных органах  исполнительной  власти,
Совета  министров  Автономной  Республики  Крым,  местных  органах
исполнительной  власти  (постановление  Кабинета Министров Украины 
от  17.10.97  г.  №  1153  ( 1153-97-п )).  Орган  государственной  
регистрации  несет ответственность  за  комплектность  и  хранение 
регистрационного дела.
    Наименование общества должно содержать указание вида общества,
но не может указывать на принадлежность общества к соответствующим
министерствам, ведомствам и общественным организациям. Запрещается
регистрация  субъектов   предпринимательской    деятельности,    в
названиях которых используются полные или сокращенные наименования
органов государственной власти, органов местного самоуправления  и
производные  от  этих  наименований,   а    также    наименования,
тождественные наименованиям других  субъектов  предпринимательской
деятельности - юридических лиц или объединений граждан,  внесенных
в соответствующие реестры.
    Орган    государственной    регистрации    дает    возможность
предварительно  осуществить  проверку  заявленного    наименования
субъекта предпринимательской деятельности - юридического  лица  на
тождественность  наименованию  уже  зарегистрированного  субъекта,
внесенного в соответствующие реестры.
    Орган государственной регистрации может зарезервировать сроком
на 1  месяц  (для  ОАО  -  на  9  месяцев)  наименование  субъекта
предпринимательской деятельности, которое включается  в  отдельный
перечень зарезервированных наименований и учитывается при проверке
на тождественность наряду с наименованием  уже  зарегистрированных
субъектов.  Перечень  зарезервированных   наименований    является
составной    частью    Реестра    субъектов    предпринимательской
деятельности.
    Размер  платы  за  государственную    регистрацию    субъектов
предпринимательской  деятельности  составляет    7    необлагаемых
минимумов  доходов  граждан,   за    ускоренную    государственную
регистрацию -  тройной  размер  соответствующего  регистрационного
сбора.  За государственную регистрацию изменений  в  учредительные
документы субъектов предпринимательской деятельности  уплачивается
30  процентов  регистрационного  сбора,  за    выдачу    дубликата
свидетельства    о    государственной    регистрации      субъекта
предпринимательской деятельности - 10  процентов  регистрационного
сбора.  Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельности
в связи с изменением законодательства проводится  бесплатно,  если
иное не предусмотрено законом.
    Орган  государственной  регистрации  уплачивает  заявителю  20
процентов  регистрационного  сбора  за  каждый  просроченный  день
государственной    регистрации    субъекта     предпринимательской
деятельности, но не больше размера внесенной заявителем  платы  за
государственную    регистрацию    субъектов    предпринимательской
деятельности.
    Отказ в государственной регистрации  может  быть  обжалован  в
судебном порядке.
    За нарушение сроков регистрации и требование представления для
регистрации документов, не  предусмотренных  законом,  должностные
лица  несут  административную  ответственность  в  соответствии  с
законодательством.    Мотивированный    письменный    отказ      в
государственной регистрации  представляется  заявителю  в  случаях
представления заявителем ложных сведений.
    В пятидневный срок с даты регистрации  органы  государственной
регистрации  направляют  экземпляр  регистрационной  карточки    с
отметкой   о    государственной    регистрации    соответствующему
государственному  налоговому  органу  и  органу    государственной
статистики и представляют сведения о  государственной  регистрации
субъекта  предпринимательской  деятельности   в    органы    Фонда
социального  страхования  и  Пенсионного  фонда  Украины.  Порядок
предоставления  органами  государственной    статистики    органам
государственной регистрации идентификационных  кодов  регулируется
Госкомстатом по согласованию с  Госпредпринимательства.  Заявителю
выдается оригинал свидетельства о  государственной  регистрации  с
тремя его копиями, а также  оригинал  и  копия  представленных  им
учредительных  документов  с  отметкой   органа    государственной
регистрации.
    Основанием    для    взятия    субъекта    предпринимательской
деятельности на учет в органах  государственной  налоговой  службы
является  копия  регистрационной   карточки,    свидетельство    о
государственной регистрации и копии учредительных документов.
    Срок взятия на учет субъекта предпринимательской  деятельности
органами  государственной  налоговой  службы  при  наличии    этих
документов не должен превышать двух дней.
    Свидетельство  о    государственной    регистрации    субъекта
предпринимательской    деятельности    и    копия       документа,
подтверждающего  взятие  его  на  учет  в  органе  государственной
налоговой службы, является основанием для открытия счетов в  любых
банках  Украины  и  других  государств    по    выбору    субъекта
предпринимательской деятельности  и  по  согласию  этих  банков  в
порядке, устанавливаемом Национальным банком Украины.
    Общество может заключать договоры и другие  соглашения  только
после его регистрации.  Соглашения, заключенные от имени  общества
до момента регистрации, признаются заключенными с обществом только
при условии их дальнейшего  одобрения  обществом.  Соглашения,  не
одобренные обществом, влекут за собой  правовые  последствия  лишь
для учредителей.
    Уведомление об открытии или закрытии счетов в  банках  субъект
предпринимательской деятельности обязан направить государственному
налоговому органу, в котором он числится  в  качестве  плательщика
налогов и сборов. Такое уведомление в течение трех рабочих дней со
дня  открытия  или  закрытия  счета  представляется   лично    или
направляется в адрес соответствующего государственного  налогового
органа с уведомлением о вручении.  Форма и содержание  уведомления
об  открытии  или  закрытии  счетов  в   банках    устанавливается
центральным налоговым органом Украины.
    Для получения разрешения на  изготовление  печатей  и  штампов
субъект  предпринимательской  деятельности  представляет  в  орган
внутренних дел по месту регистрации нотариально  заверенную  копию
свидетельства  о  государственной  регистрации,  два    экземпляра
образцов печатей и штампов, которые утверждаются  собственником  и
дополнительного  согласования  не  требуют,  а  также    документ,
подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление
печатей и штампов.  Документом, подтверждающим внесение  платы  за
выдачу разрешения, является платежное поручение  или  квитанция  о
внесении средств в учреждение Сбербанка.  В течение  пяти  рабочих
дней со дня  получения  документов  орган  внутренних  дел  обязан
выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный
отказ с указанием причин, обусловленных законодательством Украины.
На печатях и  штампах  должен  указываться  идентификационный  код
субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица.
    Общество имеет право создавать на территории Украины и  за  ее
пределами  филиалы  и  представительства,   а    также    дочерние
предприятия  в  соответствии  с   действующим    законодательством
Украины. Подразделения субъекта предпринимательской деятельности -
филиалы,  представительства  без  создания  юридического  лица  не
требуют государственной регистрации.  Субъект  предпринимательской
деятельности обязан сообщить о  создании  и  ликвидации  указанных
подразделений по месту  своей  государственной  регистрации  путем
внесения соответствующих дополнительных сведений в регистрационную
карточку  субъекта   предпринимательской    деятельности.    Орган
государственной регистрации обязан в 10-дневный  срок  представить
сведения  относительно    создания    и    ликвидации    указанных
подразделений соответствующему органу государственной статистики и
органу государственной налоговой службы  по  местонахождению  этих
подразделений.
    Замена свидетельства  о  государственной  регистрации  старого
образца  проводится  на  основании   документов,    удостоверяющих
государственную    регистрацию    субъекта     предпринимательской
деятельности.  При этом за выдачу свидетельства о  государственной
регистрации уплачивается 100 процентов регистрационного  сбора.  В
случае утери свидетельства о государственной регистрации  субъекту
предпринимательской деятельности выдается дубликат.  Для получения
дубликата свидетельства  о  государственной  регистрации  субъекту
предпринимательской  деятельности    в    орган    государственной
регистрации  представляются:  заявление  о    выдаче    дубликата,
подтверждение  опубликования  в  печатных    средствах    массовой
информации объявления  о  признании  недействительным  утраченного
свидетельства  о  государственной    регистрации    с    указанием
идентификационного кода; документ, удостоверяющий  внесение  платы
за выдачу дубликата.  Орган государственной регистрации в  течение
пяти рабочих дней  со  дня  поступления  заявления  должен  выдать
дубликат  свидетельства  о  государственной  регистрации  субъекта
предпринимательской деятельности.
    В случае утери оригиналов учредительных документов  учредитель
может обратиться в орган государственной регистрации с просьбой  о
снятии копий с оригиналов, хранящихся в этом органе.
    Акционерными  обществами,  зарегистрировавшими  выпуск  акций,
дополнительно представляется оригинал или  нотариально  заверенная
копия распоряжения Государственной комиссии по  ценным  бумагам  и
фондовому рынку об отмене регистрации выпуска акций.
    В случае изменения местонахождения,  связанного  с  изменением
административного района, субъект предпринимательской деятельности
в  7-дневный  срок  с  момента  наступления    такого    изменения
представляет в  орган  государственной  регистрации,  на  учете  в
котором он состоял, заявление и копию  документа,  удостоверяющего
изменение местонахождения.  Орган  государственной  регистрации  в
течение  пяти  рабочих   дней    направляет    заказным    письмом
регистрационную  карточку  и  регистрационное  дело   по    новому
местонахождению этого субъекта  предпринимательской  деятельности.
Орган  государственной   регистрации    ведет    учет    субъектов
предпринимательской деятельности, начиная с  даты  государственной
регистрации или даты взятия их  на  учет  органом  государственной
регистрации по новому местонахождению. Субъект предпринимательской
деятельности для взятия на учет по новому местонахождению обязан в
30-дневный срок со дня снятия с  учета  в  органе  государственной
регистрации по предыдущему  местонахождению  представить  в  орган
государственной    регистрации    по    новому     местонахождению
регистрационную  карточку  с  внесенными  изменениями  и  оригинал
свидетельства для внесения  в  него  соответствующих  изменений  и
изменения в учредительных документах.  В случае если в  30-дневный
срок со дня снятия с учета в органе государственной регистрации по
предыдущему  местонахождению  заявитель  не  обратился  в    орган
государственной регистрации по новому местонахождению, этот  орган
имеет право обратиться в  хозяйственный  суд  с  иском  об  отмене
государственной регистрации.
    Орган государственной регистрации, на учете у которого состоит
субъект предпринимательской деятельности:
    - вносит изменения в оригинал свидетельства о  государственной
регистрации субъекта  предпринимательской  деятельности,  указывая
дату внесения изменения и  его  новое  местонахождение.  Внесенные
сведения заверяются подписью должностного лица  и  печатью  органа
государственной регистрации. Соответствующая информация вносится и
в Реестр субъектов предпринимательской деятельности;
    - в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления  об
изменении    местонахождения    субъекта       предпринимательской
деятельности  представляет  информационное  уведомление    органам
государственной  статистики,  государственной  налоговой   службы,
Пенсионному  фонду  и    Фонду    социального    страхования    по
местонахождению субъекта предпринимательской деятельности.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон  о  хозобществах  -  Закон   Украины   "О   хозяйственных
   обществах" от 19.09.91 г. № 1576-ХII.
2. Закон о предприятиях - Закон Украины "О предприятиях в Украине"
   от 23.03.91 г. № 887-XII.
3. Положение  о  порядке  регистрации  выпуска   акций    закрытых
   акционерных обществ (Решение ГКЦБФР № 167 от 11.06.2002 г.).
4. Положение  о  регистрации  -  Постановление  КМУ  "О    порядке
   государственной  регистрации   субъектов    предпринимательской
5. Постановление  Кабинета  Министров  Украины  "О  приведении   в
   порядок деятельности страховых брокеров" от 29.04.99 г. № 747.
6. Практический    комментарий    (временный)    для       органов
   государственной  регистрации   субъектов    предпринимательской
   деятельности относительно  порядка  проведения  государственной
   регистрации    субъектов    предпринимательской    деятельности
   соответственно  постановлению  Кабинета    Министров    Украины
   от 25.05.98 г. № 740  "О  порядке  государственной  регистрации
   субъектов  предпринимательской   деятельности",    утвержденный
   приказом Лицензионной палаты Украины от 23.06.98 г. № 67.
7. Гражданский кодекс Украинской ССР.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№8/03, стр. 44
[24.02.2003]
Игорь Михно
Директор АФ "Альфард", кандидат экономических наук
------------------------------------------------------------------