Филиалы

------------------------------------------------------------------

    Любое  предприятие  согласно  ст.  9   Закона    Украины    "О
хозяйственных обществах"  от  19.09.1991 г. № 1576-ХII ( 1576-12 )
имеет право создавать себе филиалы в  разных  регионах  и  городах
Украины в соответствии с  действующим  законодательством  Украины.
Филиал  -  это  обособленная  структура,  которая   не    является
юридическим лицом.
    Многоуровневые  субъекты   предпринимательской    деятельности
распространяют  свою  хозяйственную  деятельность  в  определенных
сферах, по крайней мере, на большую  часть  территории  Украины  и
имеют обособленные филиалы во всех или  почти  во  всех  областных
центрах и крупных городах.  Кроме того, такие  системные  субъекты
строят собственную сеть и далее - вплоть  до  районных  центров  и
развивают сеть отделений в городах с районным делением.

    Классификация обособленных подразделений

    Предприятие  может  создавать   филиалы,    представительства,
отделения  (а  также  обособленные  подразделения   под    другими
названиями) следующих типов:
    1  -  балансовое  подразделение    с    уведомлением    органа
госрегистрации, присвоением  кода  ЕГРПОУ,  открытием  банковского
счета, ведением отдельного учета и отдельного баланса;
    2  -  безбалансовое  подразделение  с   уведомлением    органа
госрегистрации, присвоением кода  ЕГРПОУ,  с  возможным  открытием
банковского счета, но без ведения отдельного  учета  и  отдельного
баланса и с уплатой всех налогов подразделением;
    3  -  безбалансовое  подразделение  без  уведомления    органа
госрегистрации, без присвоения кода ЕГРПОУ, без ведения отдельного
учета и с уплатой всех  налогов  подразделением.  Для  предприятия
этого типа можно изготовить печать и/или штамп с идентификационным
кодом головного предприятия - юридического лица согласно пп. 3.2.6
Инструкции,  утвержденной  Приказом  МВД  Украины от 11.01.1999 г.
№ 17 ( z0264-99 ). Также  согласно  Закону  Украины  "О  банках  и
банковской деятельности" от 07.12.2000 г. № 2121-III ( 2121-14 ) и
разделу 2 Инструкции "Об открытии банками счетов в национальной  и
иностранной  валюте,  утвержденной  Постановлением  Правления  НБУ
от 18.12.1998 г.  № 527 ( z0819-98 ),  возможно открытие  текущего
банковского счета на имя юридического лица по месту нахождения его
подразделения.
    По  действующему  законодательству    "обычные"    предприятия
(которые не имеют признаков  системных,  типа  банков)  обязаны  в
случае ведения хозяйственной деятельности не по месту  регистрации
создать хотя бы один филиал, отделение  или  представительство  по
типу  1  в  населенном  пункте  за  пределами  места   регистрации
предприятия  в  случае   осуществления    в    указанном    пункте
хозяйственной деятельности.
    Выделенное  на  отдельный  баланс  подразделение    "обычного"
предприятия  будет  платить  соответствующие  налоги   по    месту
нахождения подразделения.  "Обычное"  предприятие  вправе  создать
филиал,  отделение  или  представительство  по  типу  2  без   его
выделения на отдельный  баланс  только  в  случае,  если  подобное
подразделение    расположено    в    населенном    пункте,     где
зарегистрировано  головное  предприятие.  Кроме  того,  оно  может
создать обособленное безбалансовое подразделение (производственный
участок, цех, склад, магазин, пункт  продажи,  иное  подразделение
без    использования    в    его    названии    слов     "филиал",
"представительство" или "отделение") по типу 3 только тогда, когда
указанное  подразделение  расположено  в  населенном  пункте,  где
зарегистрирован головной офис или находится филиал предприятия.

    Схема составления "системных предприятий"

    Типичная схема состоит из трех уровней и  ее  суть  состоит  в
том, что предприятие  создает  три  основных  звена  управления  и
контроля:
    1 уровень - центральный аппарат "Юридического лица в г.  Киеве
или в одном из городов - региональных  центров  (например,  Львов,
Донецк, Харьков и т. д.);
    2 уровень - филиалы ("областные управления" иные "региональные
подразделения") в других областных центрах;
    3 уровень - подчиненные подразделениям второго уровня  филиалы
(отделения) в районных центрах, а  также  в  областных  городах  с
районным  делением  (это  касается  и  города,    где    находится
центральный  аппарат,  но  тогда  третий    уровень    подчиняется
непосредственно первому уровню).
    В  описываемой  схеме  подразделения  второго  уровня   всегда
выделяются на отдельный баланс по упомянутому выше типу 1.  А  что
касается низшего звена, то ранее и филиалы  третьего  уровня  были
преимущественно балансовыми.  Нормы налоговых законов  требуют  от
юридического    лица    создания    обособленного      балансового
подразделения, ведения им учета собственной деятельности и  уплаты
отдельных налогов и, в первую  очередь,  налога  на  прибыль.  Это
требование  обязательно  в  любом  случае,  когда  такой    филиал
находится  не  в  пределах    города    (поселка,    села),    где
зарегистрировано предприятие или расположен другой  филиал  такого
предприятия, отвечающий определенным признакам.
    Особое внимание следует обратить на порядок уплаты  налога  на
прибыль.
    Согласно  пп.  2.1.3  п.  2.1  ст.  2  Закона    Украины    "О
налогообложении прибыли предприятия" от 28.12.1994 г.  № 334/94-ВР
( 334/94-ВР ) (далее - Закон о Прибыли) филиалы, отделения и  иные
обособленные подразделения налогоплательщиков (далее  -  филиалы),
указанные в пп. 2.1.1  этого  пункта,  которые  не  имеют  статуса
юридического лица,  расположены  на  территории  иной,  чем  такой
налогоплательщик, территориальной общины.
    Налогоплательщик, имеющий такие филиалы, может принять решение
об уплате консолидированного налога и уплачивать налог  в  бюджеты
территориальных общин по месту  нахождения  филиалов,  а  также  в
бюджет  территориальной  общины   по    своему    местонахождению,
определенный согласно нормам настоящего закона  и  уменьшенный  на
сумму налога,  уплаченного  в  бюджеты  территориальных  общин  по
местонахождению филиалов.
    Однако в настоящее время "системные предприятия"  предпочитают
создавать в районах  безбалансовые  филиалы  (отделения  и  другие
подразделения) по типам 2 и 3.
    Следует  отметить,  что  согласно  Письму  ГНА   Украины    "О
налогоплательщиках,   которые   не   имеют   статуса  юридического
лица"   от   30.12.2000  г.  №  7227/6/15-1116  ( v7227225-00 )  и
№ 17561/7/15-1117  ( v7561225-00 )  при  многоуровневой  структуре
предприятия (особенно  в  случае   построения    предприятия    по
географическому принципу) филиалы, отделения и другие обособленные
подразделения, подчиненные филиалу юридического лица, не считаются
самостоятельными  налогоплательщиками  независимо  от  того,    на
территории какой территориальной общины расположены такие филиалы,
за  исключением  филиалов,  которые  отвечают  признакам  субъекта
хозяйственной деятельности, то есть имеют право  совершать  сделки
(здесь   идет  нарушение  ст.  23,  31,  41  Гражданского  кодекса
( 1540-06 ),  по   которым  стороной  сделки  может   быть  только
предприятие - юридическое лицо, а руководитель  филиала  совершает
сделки  от  имени  предприятия  на  основании   доверенности)    и
осуществлять по ним расчеты, получать доходы, осуществлять расходы
и  начислять  амортизацию  (при  наличии   расходов,    подлежащих
амортизации).  В случае  если  филиал,  в  том  числе  подчиненный
филиалу    юридического    лица,    не    отвечает       признакам
налогоплательщика,  то   его    валовые    доходы,    расходы    и
амортизационные    отчисления    отражаются    в        декларации
налогоплательщика (филиала или юридического лица), которому  такой
филиал подчинен.
    Здесь  следует  также  указать,  что    данные    письма    не
соответствуют Закону  о  Прибыли ( 334/94-ВР ),  где  не  делается
исключения из общего правила относительно  обязательности  статуса
плательщика налога на прибыль для подчиненных  филиалов.  Согласно
пп. 2.1.3 п. 2.1 ст. 2  Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) нет понятия
"филиал, который не отвечает  признакам  налогоплательщика",  если
речь  идет  о  филиале,  расположенном   на    территории    "иной
территориальной общины". Все это необходимо учитывать особенно при
частых изменениях разъяснений различных органов.
    Несмотря  на  то,  что  это  балансовое   или    безбалансовое
подразделение,  но  управление  низшими  подразделениями  третьего
звена осуществляется опосредованное, через второй уровень. То есть
любая информация сначала попадает в  область,  а  потом  в  район.
Назначать руководителя в район уполномочен руководитель в области.
Головной офис (юридическое лицо) чаще всего подписывает  формально
приказы о назначении  и  выписывает  доверенности.  Таким  образом
центр теряет контроль за третьим уровнем, и эта функция  переходит
ко второму звену. Вся отчетность третьего уровня сначала поступает
на второй уровень, систематизируется и только  потом  попадает  на
материнское  предприятие.  Финансовые    потоки    (средства    от
реализации) также следуют двумя этапами - от районного в областной
и дальше в центр.

    Недостатки при управлении многоуровневой структурой

    Типичными недостатками, которые присущи "системным субъектам",
работающих по трехуровневой системе, являются:
    - предоставление излишних полномочий подразделениям,  особенно
структурам второго звена;
    - замедление движения средств, дополнительные затраты;
    - отсутствие надлежащего контроля за третьим звеном;
    - неэффективное, громоздкое управление;
    - отсутствие или недостаточность стимулов, то есть  мотивации,
у работников подразделений - нет зависимости заработной  платы  от
реального вклада;
    - содержание нерентабельных подразделений  третьего  звена  за
счет эффективно работающих других филиалов.

    Рекомендации   по   усовершенствованию   организации    работы
    системных структур

    В основном недостатки присущи самой  трехуровневой  системе  и
устранить  их  можно  только  путем   капитальной    реконструкции
структуры системного субъекта.
    Первое, что можно  порекомендовать,  так  это  создать  жестко
централизованную  структуру  с  существенным  уменьшением   объема
делегированных  полномочий.  При  этом  предприятие   реорганизует
"региональные  управления",  "районные   отделения"    и    другие
подразделения,  расположенные  в    территориально    обособленных
населенных  пунктах,  балансовые  филиалы,  которые    подчиняются
непосредственно центру.  При этом второе звено, которое занимается
управлением и финансами,  исчезает.  Схема  взаимоотношений  между
центром и подразделениями становится двухуровневой, за исключением
безбалансовых  подразделений  типа  3  с    самыми    минимальными
полномочиями, которые находятся  в  некоторых  крупных  населенных
пунктах по месту расположения головного офиса  или  его  филиалов.
Большая часть функций по управлению и контролю находится в центре.
К тому же на головном предприятии целесообразно  будет  разместить
консультативные  службы,  без   распыления    профессионалов    по
подразделениям.
    Во-вторых, более приемлемыми  будут  схемы,  предусматривающие
значительную  степень  централизации.    Главными    идеями    при
формировании конкретной схемы взаимодействия между предприятием  и
его филиалами могут быть следующие:
    - филиал  предприятия  выделяется  на  отдельный  баланс,   но
является  скорее  условно  балансовым,    поскольку    большинство
хозяйственных  операций (в  т. ч.  операции  по  продаже  товаров,
услуг) проводятся с использованием  баланса  и  банковских  счетов
головного предприятия;
    - подчиненные  расположенным  в  крупных   городах    филиалам
обособленные подразделения на территории того же города (магазины,
пункты продажи) не имеют ни  отдельного  баланса,  ни  банковского
счета, ни каких-либо иных собственных хозяйственных полномочий или
признаков обычного субъекта хозяйственной деятельности;
    - основные средства, используемые в деятельности филиалов, как
правило,  учитываются  на  балансе  головного  предприятия  и   на
забалансовых счетах филиала;
    - денежные  средства  от  реализации  товаров,  работ,  услуг,
уплачиваемые  клиентами  (покупателями)  по  месту    расположения
филиалов, перечисляются непосредственно на текущий счет центра или
же инкассируются (поступают) на текущий счет филиала и  в  тот  же
день отправляются в полном объеме в центр;
    - филиал имеет только один строго  контролируемый  юридическим
лицом банковский счет (возможно два  счета:  один  "транзитный"  -
только для срочного перечисления средств в центр и  второй  -  для
получения средств на заработную плату и другие неотложные  нужды).
К тому же некоторые  системные  банки  уже  предлагают  услуги  по
управлению "сетью счетов" для юридического лица с  многочисленными
обособленными структурными подразделениями;
    - головное предприятие ежемесячно перечисляет каждому  филиалу
средства на оплату труда, на отчисления в социальные  фонды  и  на
иные  расходы,  финансирование  которых  именно  филиалом,  а   не
предприятием,  является  согласно  законодательству   обязательным
(таких расходов уже практически нет);
    - другие платежи в интересах филиалов проводятся исключительно
из центра  по  заявкам  филиалов  (уплата  аренды  и  коммунальных
платежей, телефонных переговоров, приобретение основных средств  и
др.);
    - важнейшее  значение   имеет    подбор    кадров    (особенно
руководящих)    для    филиалов    и    создания    условий    для
заинтересованности работников филиалов в качественной работе;
    - особое внимание следует обратить на тщательный  контроль  за
деятельностью филиалов.
    В-третьих, поскольку у системных субъектов  при  предложенных
фактически  двухуровневых  схемах  появляется   много    филиалов,
подчиненных непосредственно головному  предприятию,  то  возникает
вопрос подбора кадров (особенно руководителей подразделений),  так
как крайне сложно назначить большое количество директоров  филиала
из центра.  Выходом в данной ситуации  может  быть  возложение  на
руководителей  некоторых  "ведущих"  филиалов  в  больших  городах
дополнительной "кураторской" обязанности по отношению к  филиалам,
расположенным для примера в районных центрах этой же  области  или
быть может нескольких областей. Такая обязанность может состоять в
подборе конкретных кандидатур на должности руководителей  районных
филиалов и предоставлении рекомендаций для их назначения  центром,
а  также  в  дополнительном  контроле  за  деятельностью  "условно
подчиненных" подразделений.  За подобную деятельность руководитель
"ведущего филиала" может получать определенную доплату к основному
заработку, которая рассчитывается  в  зависимости  от  результатов
работы подразделений, "куратором" которых он является.
    Четвертое, что можно порекомендовать, так  это  независимо  от
избранной  схемы  взаимодействия  между  центром    и    филиалами
руководство юридического лица  должно  установить  систему  оплаты
труда руководителей филиалов и порядок формирования  фонда  оплаты
труда и материального поощрения персонала филиалов в  соответствии
с  экономической  эффективностью    деятельности    подразделений.
Например, предприятие может  закрепить  во  внутренних  документах
типовое штатное расписание для  филиалов,  установив  "минимальную
оплату  труда"  по  фиксированным  ставкам,  а  также    утвердить
определенную формулу формирования  фонда  материального  поощрения
(порядок выплаты премий) по результатам  работы  подразделений  за
отчетный период (возможно  в  зависимости  от  объемов  реализации
товаров или услуг, выполнения  мероприятий  по  расширению  рынков
сбыта, наличия или отсутствия жалоб от клиентов, объема затрат  на
содержание филиала).  Учет в такой формуле расходов на  содержание
филиала  является  стимулом  жить  по  средствам,  то  есть   если
подразделение не  зарабатывает  достаточно  средств,  у  директора
филиала не  будет  смысла  арендовать  дорогостоящее  помещение  в
центре города, поскольку вследствие такого расточительства  размер
оплаты труда этого  руководителя  существенно  уменьшится.  Вообще
датировать подразделения следует только в исключительных  случаях:
разумнее или ликвидировать экономически нецелесообразные  филиалы,
или заменить руководителя подразделения, плохо  справляющегося  со
своими обязанностями.
    В-пятых,  можно  сказать,  что  системный  субъект  не   будет
эффективно работать при отсутствии надлежащего контроля со стороны
центра за деятельностью каждого  из  его  филиалов,  в  том  числе
непосредственного контроля за  подразделениями,  расположенными  в
глубинке.  Для  контроля  крайне  необходимо  наличие  специальных
компьютерных программ для  сбора,  передачи  информации  о  работе
филиалов на головное предприятие и оперативного ее анализа.  Кроме
того, руководители филиалов должны  нести  полную  ответственность
перед предприятием за результаты своей работы.
    И  шестое,  в  некоторых  случаях   полномочия    обособленных
подразделений по различным направлениям  деятельности  могут  быть
разграничены с такой же самой  целью  усиления  ответственности  и
контроля (или соответствующие полномочия должны быть оставлены  за
центром).  Можно  еще  порекомендовать   сосредоточить    основную
юридическую работу (и  в  т. ч.  работу  с  дебиторами) системного
субъекта в созданном в центре правовом  отделе,  поскольку  юристы
головного  офиса  будут  руководствоваться  в  своей  работе    не
какими-то местными проблемами, а интересами  юридического  лица  в
целом.
    Следует сказать, что реальную структуру построения  системного
предприятия  необходимо  создавать  с  учетом   всех    конкретных
обстоятельств.  При этом в предложенные  выше  варианты  и  тезисы
относительно улучшения организации  работы  могут  и  должны  быть
внесены  существенные   изменения.    Рекомендуется    разработать
конкретную схему взаимодействия между центром юридического лица  и
его ветвями на местах, а также необходимые  внутренние  документы,
которые будут юридическим базисом для  ее  применения  с  участием
квалифицированных специалистов.

    Заработная: плата и социальные фонды

    На данный момент ситуация со страховыми фондами  и  налоговыми
органами особенно неприемлема для  предприятий,  которые  пытаются
развивать свой бизнес путем открытия филиалов за  пределами  места
регистрации предприятия. Достаточно представить, что у предприятия
пять  филиалов  и  умножить  эту  цифру  на  количество    фондов,
отчетности и  людей  для  заполнения  отчетности  и  подачи  ее  в
государственные органы.
    Простым,  но  неправильным  способом  является  открытие    не
официальных  филиалов,  а   отдельных    складов,    безбалансовых
подразделений и все хозяйственные операции проводить по банковским
счетам и балансу материнского предприятия.  Такое подразделение не
имеет никакого имущества, кроме выданной ему  печати,  а  может  и
вообще пользоваться для выписки  налоговых  накладных  бланками  с
печатью юридического лица.
    Указанная  схема  работы  явно    противоречит    действующему
законодательству и возможны  многочисленные  проблемы  с  местными
контролирующими органами, которые вряд ли согласятся  с  тем,  что
местные бюджеты и фонды не получают денег от  действующего  на  их
территории предприятия.  К тому же не совсем защищены права самого
предприятия в случае использования бланков с печатью.
    Следует напомнить, что  нормы  налоговых  законов  требуют  от
юридического    лица    создания    обособленного      балансового
подразделения, ведения им учета собственной деятельности и  уплаты
налога  на  прибыль  в  любом  случае,  если  такое  подразделение
находится не в пределах города или поселка,  где  зарегистрировано
предприятие  или  расположен  другой  филиал  такого  предприятия,
соответствующий  указанным  признакам  согласно  пп. 2.1.3  п. 2.1
ст.  2  Закона  о  Прибыли  ( 334/94-ВР ).  Отсюда  следует,   что
полностью освободиться  от  учетно-налоговых проблем  при  наличии
обособленного подразделения в другом населенном пункте предприятие
не может.
    Отсюда следует, что вторым  и  наиболее  приемлемым  вариантом
решения    проблемы    является    создание    так     называемого
условно-балансового  филиала,  когда  большинство    хозяйственных
операций, в т. ч. по  продаже  товаров  или  услуг  и  по  выплате
заработной платы, проводится с использованием баланса и банковских
счетов головного предприятия.
    Что касается вопроса с фондами, то при такой схеме  начисление
и оплата труда работникам филиалов, расчет начислений в социальные
фонды на зарплату и налоговые  отчисления  с  зарплаты  работников
филиалов  производится    бухгалтерией    головного    предприятия
централизовано.
    Данная идея очень проста  и  понятна,  но  на  практике  могут
возникнуть определенные трудности, которые стоит решать и доказать
свою правоту.
    Во-первых, порядок централизованной выплаты  заработной  платы
работникам  филиалов  из  головного  офиса  (юридического    лица)
является бесспорно законным. Согласно ст. 1, 15 Закона Украины "Об
оплате труда" от 24.03.1995 г.  № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ) и ст. 21
Кодекса  законов  о  труде ( 322-08 ) заработную  плату  работнику
выплачивает собственник или уполномоченный им орган в соответствии
с трудовым договором  с  работником,  действующим  на  предприятии
коллективным  договором (либо  по  согласованию с профсоюзным  или
другим уполномоченным на  представительство  интересов  работников
органом, если коллективный договор на предприятии не  заключался).
А  формулировку  "уполномоченный  собственником  орган"    следует
понимать так, что именно  собственник  предприятия  во  внутренних
документах,  принятых  (заключенных    либо    согласованных)    в
установленном  порядке,  определяет  орган,  который  осуществляет
выплату заработной платы. Таким органом не обязательно должен быть
филиал  или  его  руководитель.  Так,  ГНА Украины в своем  письме
от 26.01.2000 г.  № 1071/7/29-0119  разъясняет:  если филиал имеет
код  ЕГРПОУ,   но   зарплату    работникам    филиала    начисляет
централизованная бухгалтерия головного  предприятия,  в  налоговую
инспекцию по местонахождению филиала следует представлять  выписку
из справки ф. № 8ДР, а саму форму 8ДР (в т.  ч.  и  на  работников
филиала)  представляет  головное  предприятие   по    месту    его
регистрации.
    Во-вторых, Декрет КМ Украины "О подоходном налоге  с  граждан"
от 26.12.1992 г. № 13-92 ( 13-92 ) в действующей  редакции в ст. 9
и ст. 10 предусматривает, что начисление и перечисление  в  бюджет
подоходного  налога  осуществляется  предприятиями,  учреждениями,
организациями всех  форм  собственности,  осуществляющими  выплаты
доходов.  Обязательное  удержание  подоходного  налога    филиалом
предприятия или  самим  предприятием,  но  по  месту  расположения
филиала, Декретом № 13-92 ( 13-92 ) не предусмотрено.
    Из этого следует, что законодательство не запрещает удерживать
подоходный  налог  с  граждан,  фактически работающих, например, в
г. Львове,  в местные бюджеты  города  и  соответствующего  района
г. Киева (если в Киеве зарегистрировано  юридическое лицо).  Т. е.
подоходный налог с граждан в полном  объеме  будет  зачисляться  в
местные бюджеты районного, городского и областного уровня согласно
ст. 12  и  15  Закона  Украины "О  бюджетной  системе  Украины"  в
г. Киеве.  Хотя  налоговые  органы  Львова  будут  не  в восторге,
поскольку пострадает их бюджет, но единственное, что можно сделать
в этой ситуации - это не дразнить их и попробовать  компенсировать
их  потери  за  счет уплаты налога  на  прибыль (к тому же его все
равно придется частично уплачивать  по  месту расположения филиала
по закону).
    В-третьих, действующие законы, регулирующие деятельность Фонда
социального  страхования  по  временной  потере  трудоспособности,
Фонда общеобязательного государственного  социального  страхования
на  случай  безработицы  и  Фонда   социального  страхования    от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
не предусматривают обязательной регистрации филиалов предприятий в
качестве плательщиков взносов  в  указанные  фонды.  Страхователем
является работодатель,  то  есть  собственник  или  уполномоченный
им орган (п. 3 и п. 5  ст. 2  Закона Украины  "Об общеобязательном
государственном социальном страховании в связи с временной потерей
трудоспособности  и  расходами,   обусловленными    рождением    и
погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-III ( 2240-14 ); п. 4 и п. 10
ст.  1  Закона  Украины  "Об   общеобязательном    государственном
социальном  страховании  на  случай  безработицы" от 02.03.2000 г.
№  1533-III  ( 1533-14 );  ст.  6  и  ст.  7  Закона  Украины  "Об
общеобязательном  государственном  социальном    страховании    от
несчастного  случая   на    производстве    и    профессионального
заболевания,  повлекших  потерю трудоспособности" от 23.09.1999 г.
№ 1105-ХIV ( 1105-14 )).
    Таким  образом,  именно   собственник    предприятия    должен
уполномочить  соответствующий  "внутренний   орган    предприятия"
осуществить  регистрацию  в  этих  Фондах  и   уплатить    взносы.
Естественно, что таким органом может быть и  не  филиал  (директор
филиала),  а   исполнительный    орган    головного    предприятия
(генеральный директор,  правление и т. д.).  На  практике,  скорее
всего, придется провести разъяснение,  поскольку  в  Инструкции  о
порядке  исчисления  и  уплаты   взносов    на    общеобязательное
государственное социальное страхование  на  случай  безработицы  и
учета их поступления  в  Фонд  общеобязательного  государственного
социального  страхования   Украины    на    случай    безработицы,
утвержденной Приказом Минтруда от 18.12.2000г. № 339 ( z0030-01 ),
нет прямого  указания  на   возможность  централизованной  выплаты
заработной платы, отсутствуют  регистрация  в  Фондах  филиалов  и
перечисление  страховых  взносов  головным  предприятием  за  всех
работников в полном объеме по месту регистрации юридического лица.
    Только с Фондом социального страхования от несчастных  случаев
проблемы не должны возникнуть, потому что уже действует конкретная
"подзаконная   норма",  которая  вряд  ли  требует  дополнительных
пояснений.  П. 1.1 ст. 1  Временных  рекомендаций  по  обеспечению
проведения  регистрации   страхователей    в    рабочих    органах
исполнительной    дирекции    Фонда,    утвержденных      Приказом
исполнительной   дирекции   Фонда   социального    страхования  от
несчастных случаев на производстве и профессиональных  заболеваний
Украины от 15.03.2001 г. № 62 ( v0062699-01 ) говорит  о  том, что
"плательщиками  страховых взносов в Фонд  социального  страхования
от  несчастных  случаев   на   производстве   и   профессиональных
заболеваний Украины являются юридические лица независимо  от  форм
собственности  и  хозяйствования,  вида  деятельности и отраслевой
принадлежности,  их  объединения,  филиалы,   отделения  и  другие
обособленные подразделения.  Если расчеты  по  оплате  труда  этих
филиалов,  отделений  и  обособленных  подразделений  производятся
централизованно, то страховые взносы за свои филиалы, отделения  и
обособленные подразделения уплачивают  юридические  лица,  которым
они подчинены".
    А что касается Пенсионного фонда, то несмотря на то, что п. 1,
п. 3 и п. 4 Положения о Пенсионном  фонде  Украины,  утвержденного
Указом Президента Украины от 01.03.2001 г. № 121/2001 ( 121/2001 )
предусмотрено, что он имеет единый бюджет, осуществляет управление
всеми финансами пенсионного обеспечения в пределах Украины и  даже
осуществляет перераспределение средств Пенсионного  фонда  Украины
между регионами в целях обеспечения финансирования выплат  пенсий,
других выплат, финансируемых за счет его средств, но еще действует
норма не подзаконного акта, а закона об  обязательной  регистрации
филиалов в качестве плательщиков сбора в Пенсионный фонд.
    Согласно  ст.  1  Закона  Украины  "О  сборе  на  обязательное
государственное пенсионное страхование" от 26.06.1997  № 400/97-ВР
( 400/97-ВР )  плательщиками сбора на обязательное государственное
пенсионное страхование являются:
    1) субъекты  предпринимательской  деятельности  независимо  от
форм собственности,  их  объединения,  бюджетные,  общественные  и
другие учреждения и  организации,  объединения  граждан  и  другие
юридические  лица,  а  также   физические    лица    -    субъекты
предпринимательской деятельности, которые используют труд  наемных
работников;
    2) филиалы,  отделения  и  другие  обособленные  подразделения
налогоплательщиков, указанных в п. 1 этой статьи, которые не имеют
статуса  юридического  лица,  расположенные  на  территории  иной,
нежели плательщик сборов, территориальной общины.
    Аналогичная норма содержится и в п. 2.2 и пп. 4.1.1 Инструкции
о  порядке  исчисления  и  уплаты  предприятиями,    учреждениями,
организациями и гражданами сбора на  обязательное  государственное
пенсионное  страхование,  других  платежей,  а  также  учета    их
поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной Постановлением
правления  Пенсионного  фонда  Украины  от  19.10.2001  г.  № 16-6
( z0998-01 ).
    В  случае  нерегистрации  филиала  в  качестве  плательщика  в
Пенсионный фонд могут возникнуть проблемы с  открытием  банковских
счетов  согласно  пп.  2.2.2  действующей  Инструкции  о   порядке
открытия и  использования  счетов  в  национальной  и  иностранной
валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 18.12.1998 г.
№ 527 ( z0819-98 ). Из этого  следует,  что  избежать  регистрации
филиалов в органах Пенсионного фонда "на местах"  вряд ли удастся,
но это все-таки один фонд, а не четыре.
    Единственное,  что  можно  сделать  в  данной  ситуации    для
упрощения,    является    введение    на    предприятии    порядка
централизованного осуществления расчетов  с  Пенсионным  фондом  с
целевым перечислением филиалам соответствующих сумм для уплаты  их
в отделения Пенсионного фонда уже со счетов  филиалов  (или  путем
непосредственных одновременных расчетов головного  предприятия  со
всеми отделениями Фонда на местах).  Необходимую отчетность  будет
готовить бухгалтерия головного предприятия, но подписывать  отчеты
и сдавать будут руководители филиалов.
    Таким образом, во избежание  лишних  проблем  при  организации
упрощенной системы централизованных расчетов по выплате заработной
платы  и  начислений  в  социальные   фонды    необходимо    четко
сформулировать  в  базовых  документах  предприятия  (коллективном
договоре, действующем на предприятии Положении о  порядке  ведения
кадровой работы и выплаты заработной платы, Положениях о  филиалах
предприятия, трудовых договорах с  работниками  и  др.)  следующие
пункты:
    1. Предприятие  осуществляет  выплату  заработной  платы  всем
сотрудникам, в т. ч. и  работникам  филиалов,  в  централизованном
порядке  (главная  бухгалтерия  юридического  лица).   При    этом
наилучшим является вариант открытия карточных  счетов  на  каждого
работника по "зарплатному соглашению"  с  банком  и  осуществления
необходимых перечислений  в  безналичном порядке.  Согласно ст. 24
Закона № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ) заработная плата выплачивается по
месту работы.  С личного письменного  согласия  работника  выплата
заработной платы может  осуществляться  через  учреждения  банков,
почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес) с  обязательной
оплатой этих услуг за счет  собственника  или  уполномоченного  им
органа.  Поэтому случаи "выплаты по доверенности", когда  директор
филиала как физическое  лицо,  а  не  от  имени  филиала  получает
зарплату для  собственных  подчиненных  наличными  и  отвозит  ее,
например, из Киева во Львов,  незаконны  и  нелогичны.  Подоходный
налоге работников удерживается  по  месту  расположения  головного
предприятия.
    2. Трудовые  договоры  с  работниками  филиалов  заключает  не
директор  филиала,  а  руководитель  головного  предприятия    или
уполномоченное им лицо  "из  центрального  офиса".  Все  работники
филиалов  включаются  в  штатное  расписание   головного    офиса.
Документы, касающиеся кадрового учета работников (трудовые книжки,
заявления работников, приказы  о  приеме  на  работу,  увольнении,
отпусках  и  др.),  находятся  в   кадровой    службе    головного
предприятия.  Филиал  ведет  только  рабочие  документы  по  учету
рабочего времени работников (табели), с их последующей передачей в
центральную бухгалтерию  согласно  Приказу  Минстата  Украины  "Об
утверждении типовых форм первичного учета" от 09.10.1995 г.  № 253
( v0253202-95 ) (П-12, П-13 и П-14).
    3. В  связи  с  централизованной  выплатой  заработной   платы
страховые взносы за филиалы  в  Фонд  социального  страхования  по
временной  потере   трудоспособности,    Фонд    общеобязательного
государственного социального страхования на случай  безработицы  и
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных  заболеваний уплачивает головное предприятие  -
юридическое  лицо  по  месту  его  расположения  (без    отдельной
регистрации филиалов в качестве плательщиков в указанные фонды).
    4. Расчеты  с  Пенсионным   фондом    проводятся    также    в
централизованном  порядке  через  банковские  счета  филиалов  или
непосредственно из головного предприятия в местные отделения Фонда
(с регистрацией филиалов  в  качестве  плательщиков  в  Пенсионный
фонд).
    5. Если это позволяет существующая схема взаимодействия  между
филиалом  и  головным  предприятием,  то  следует    предусмотреть
компенсацию потерь  местных  бюджетов  от  "перевода"  подоходного
налога, удержанного с работников филиалов, с регионов в  центр  за
счет  соответствующего  увеличения  части  налога    на    прибыль
предприятия, уплачиваемого по месту расположения филиалов.
    Предприятия должны расширяться, искать новые рынки сбыта и для
этого им необходимо  организовывать  на  местах  филиалы.  Следует
сделать  вывод,  что  при   деятельности    филиалов    существуют
определенные трудности, но все их  можно  решить.  Главное  -  это
четко знать свои права и обязанности и  тогда  легко  можно  будет
отстоять свою точку зрения.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№40/02, стр. 35
[31.10.2002]
Чубко Оксана
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------