"Нал" за "Коралл"

                    Прием наличности на складе

------------------------------------------------------------------

    Предприятие  продает  бижутерию  "Коралл"  собственного произ-
    водства  со  своего  склада   за  наличный   расчет   без  РРО
    (общая система налогообложения).  Заведующая складом принимает
    от покупателей за отпущенную продукцию наличные  средства  (не
    превышая предела в 3000 грн.),  оформляет  приходный  кассовый
    ордер,  заполняет  свою  кассовую   книгу.  Затем   выписывает
    расходный кассовый ордер и сдает деньги  в  кассу  бухгалтерии
    предприятия.
    В  бухгалтерии   кассир   принимает  от   завскладом   деньги,
    выписывает приходный ордер, делает  запись  в  своей  кассовой
    книге и по  расходному  ордеру  выдает  деньги  на  возмещение
    израсходованных личных средств  подотчетным  лицам.  Имеет  ли
    право предприятие поступать подобным образом?

    Прежде чем ответить на  ваш  вопрос,  посмотрим,  а  может  ли
вообще быть касса  на  складе.  Из  п.  4.2  Положения  о  ведении
кассовых  операций  в  национальной  валюте  в  Украине  (далее  -
Положение) ( z0237-01 ){1} следует, что обособленные подразделения 
предприятия могут  иметь  кассу. Однако их определение  здесь дано  
крайне бездарно. Согласно п. 1.2 Положения ( z0237-01 ) {2}
    "обособленные  подразделения  -  структурные  подразделения  и
единицы юридических лиц  (филиалы,  представительства,  отделениям
т. п.), производящие продукцию,  реализующие  товары  (выполняющие
работы, предоставляющие услуги) и осуществляющие другие операции и
не имеющие статуса юридического лица".

    На минуточку вспомним  абз.  2  п.  14  постановления  Пленума
Верховного Суда от 06.11.92 г. № 9 "О практике рассмотрения судами
трудовых споров" ( v0009700-92 ) {3}:
    "По смыслу  ст. 43(1)  КЗоТ ( 322-08 )  руководителем  следует 
считать лицо, возглавляющее предприятие,  учреждение,  организацию    
или   обособленное   подразделение   (филиал,   представительство, 
отделение и  т. п.).  При этом речь  идет не о  любом  структурном  
подразделении (цехе, управлении, службе, ферме и т. п.), а  именно   
об обособленном подразделении, создаваемом в специально предусмот-
ренном порядке,  например  указанном  в  ст. 7  Закона  Украины "О 
предприятиях в Украине" {4} - и письмо  ГНАУ  от  20.07.2001 г.  №
4816/6/29-0116 "О создании филиала и взятии его на налоговый учет"
( v4816225-01 ) {5}:
    "К структурным  подразделениям  относятся  производство,  цех,
отдел, отделение, участок, ферма, другие аналогичные подразделения
предприятия. <...>
    К обособленным  подразделениям  относятся  филиалы, представи-
тельства, отделения и другие обособленные подразделения".

    Как видим,  обособленные  подразделения  существенным  образом
отличаются от структурных, поэтому смешивать их в одну  кучу,  как
это  сделал  НБУ,  очень  даже   нехорошо.  И  все  же   о   каких
подразделениях НБУ писал в  п.  1.2  Положения?  На  этот  вопрос,
пожалуй,  только  сам  НБУ  и  может  ответить.  На  практике   же
обособленными подразделениями признаются и магазины,  и  развозки,
которые к обособленным подразделениям в чистом виде не  относятся.
Думаем,  что  практика  пошла  правильным   путем.  Просто   нужно
различать, когда понятие "обособленные подразделения" употребляет-
ся в широком смысле, а когда - в узком.
    Таким образом, мы считаем, что склад с точки  зрения  наличных
расчетов вполне вписывается в понятие "обособленное подразделение"
в широком смысле, который  имелся  в  виду  в  п.  4.2  Положения,
поэтому может иметь кассу.
    Более того, по нашему мнению, в соответствии с абз. 3  п.  4.2
ваш склад не просто может,  но  и  должен  иметь  кассовую  книгу,
поскольку производит кассовые операции по приему наличности в виде
выручки.
    Причем совсем не  обязательно  выделять  на  складе  отдельное
помещение под кассу.  Согласно абз. 9 п. 1.2 "касса предприятия  -
помещение или место, предназначенное для приема, выдачи и хранения
наличных средств, других ценностей и кассовых документов, где, как
правило, ведется кассовая книга", а предприятием согласно  п.  1.1
(см. "Бухгалтер"  №  25'2001,  с.  14)  именуются  и  обособленные
подразделения  в  широком  смысле.  {6}  Однако  есть  еще    одна
проблемка.  Согласно п. 1 ст. 9  Закона  об  РРО ( 265/95-ВР ) {7} 
"регистраторы расчетных операций  и расчетные книжки не применяют-
ся:
    1)  при   осуществлении   торговли   продукцией   собственного
производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями  и
организациями всех форм собственности, кроме предприятий  торговли
и общественного питания, в случае  проведения  расчетов  в  кассах
этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных
и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих  квитанций,
подписанных и заверенных печатью в установленном порядке".
    Речь в данном пункте идет о предприятиях и их кассах.  Но  как
мы уже  сказали  выше,  касса  обособленного  подразделения  имеет
полное право называться кассой  предприятия.  Да  это,  собственно
говоря, и так понятно.  Раз  обособленное  подразделение  является
частью предприятия, то его касса является  одновременно  и  кассой
предприятия.
    Что  же  касается  торговли  продукцией  предприятиями,  а  не
подразделениями, то тут все просто.  В данном пункте  говорится  о
торговле  с  юридической   точки   зрения   (торговля   от   имени
предприятия), а не с фактической (естественно, фактически торговлю
всегда осуществляет какое-то подразделение  предприятия:  магазин,
отдел сбыта и т. п., а точнее - просто  конкретный  человек).  Так
вот,  для  того  чтобы  сделки  купли-продажи,  заключенные  вашим
кладовщиком, без проблем считались заключенными  от  имени  вашего
предприятия, кладовщик должен быть уполномочен на заключение таких
сделок. Согласно ст. 62 ГК ( 1540-06 )
    "сделка, заключенная одним  лицом  (представителем)  от  имени
другого лица (представляемого) в силу полномочия,  основанного  на
доверенности, законе или  административном  акте,  непосредственно
создает, изменяет и прекращает  гражданские  права  и  обязанности
представляемого лица.
    Полномочия могут  также  вытекать  из  обстановки,  в  которой
действует представитель (продавец в розничной торговле,  кассир  и
т. п.)".
    При продаже со склада указанное полномочие не очень-то следует
из обстановки.  Скорее наоборот, ситуация наводит  на  мысль,  что
кладовщик занимается хищением "Кораллов" со склада. Поэтому лучше,
чтобы руководитель предприятия выдал  кладовщику  доверенность  на
совершение таких сделок.
    Однако  у  вас,  возможно,  есть  нарушение  порядка  наличных
расчетов.  Согласно п.  3.2  и  3.3  Положения  "прием  наличности
кассами  предприятий,  в  том  числе  и  полученной   из    банка,
производится по приходным кассовым  ордерам,  подписанным  главным
бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия.
    <...>
    Выдача  наличности  из  касс   предприятий   производится   по
расходным кассовым  ордерам  или  надлежащим  образом  оформленным
платежным  (расчетно-платежным)  ведомостям  (далее  -   расходные
документы).  Документы на  выдачу  наличности  должны  подписывать
руководитель  и  главный  бухгалтер  или  лица,  которые  на   это
уполномочены".
    Согласно п. 3.10 Положения ( z0237-01 )
    "при  получении  приходных  кассовых  ордеров  или   расходных
документов кассир обязан проверить:
    наличие  и   подлинность   на  документах   подписи   главного
бухгалтера, а на  расходном  документе  -  разрешительной  надписи
руководителя предприятия или лиц, которые им уполномочены".
    А согласно п. 3.11 ( z0237-01 )
    "приходные и расходные кассовые ордера  до  передачи  в  кассу
регистрируются бухгалтерией  в  журнале  регистрации  приходных  и
расходных кассовых документов".
    Кроме того, в примечаниях к типовым формам №  КО-1  (приходный
кассовый ордер) и № КО-2 (расходный кассовый ордер)  сказано,  что
они  выписываются  работником   бухгалтерии.  Как  видите,   чтобы
завскладом  сама   могла   выполнять  все   операции,   во-первых,
руководитель предприятия  должен  уполномочить  её  на  подписание
приходных и расходных ордеров, а во-вторых, её необходимо оформить
по внутреннему совместительству кассиром и работником бухгалтерии.
Однако такой вариант небезупречен, поэтому лучше  всего  взять  на
склад еще одного человека кассиром или оформить, опять же  в  виде
внутреннего  совместительства,  кассиром   грузчика,  оставив   за
завскладом оформление, регистрацию и подписание ордеров.
    Если же оставить все  так,  как  есть,  то  ваше  "коралловое"
предприятие может схлопотать штраф по п. 7 ст. 17  Закона  об  РРО
( 265/95-ВР ) {8} в виде 10  необлагаемых  минимумов за  нарушение 
установленного в  п. 1 ст. 9  данного  Закона  порядка  проведения 
расчетов  через   кассы  предприятий:  скажут, что   квитанции   к 
приходным ордерам подписаны с нарушением  установленного порядка -  
не главбухом и не уполномоченным лицом.
    Кстати,   что   касается   заверения   печатью   квитанций   в
установленном порядке, то, к счастью, такого порядка просто нет. О
заверении квитанций в п. 3.2 Положения  говорится  только,  что "о
приеме  наличности  выдается  квитанция  за  подписями    главного
бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем предприятия,  и
кассира, заверенная печатью (штампом) предприятия".
    Поэтому ничего страшного не будет,  если  у  завскладом  будут
находиться уже пропечатанные  приходные  ордера.  А  вот  заверять
квитанции штампом мы  не  советовали  бы.  Хотя  Положение  это  и
разрешает, но п. 1 ст. 9 Закона об  РРО  говорит  о  заверении  их
именно печатью.
    Пугать вас еще и админштрафом по  ст. 164(2) КоАП ( 80731-10 )
мы не будем: его все равно могут наложить только КРУшники.



    {1} См. "Бухгалтер" № 25'2001, с. 20-21.
    {2} См. там же, с. 14-15.
    {3} См. "Бухгалтер" № 18'2000, с. 52.
    {4} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 53.
    {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с.44т-45т.
    {6}  Правда,  далее  в  Положении  НБУ   как-то   не   слишком
придерживается  своего  определения  и  начинает  различать  кассу
предприятия-юрлица и кассу обособленного подразделения, но это уже
видно по контексту.
    {7} См. "Бухгалтер" № 30'2001, с. 6.
    {8} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 32.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 32/02, стр. 36
[29.08.2002]
Леонид Карпов
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------